Предмет психологии
План.
1. Психология и ее предмет.
2.
Сознание
и бессознательность.
3.
Основные
различия психики человека и животного.
4.
Структура
современной психологии.
1880
г. — В. Вульф, немецкий психолог, поставил
ответы на реакцию человека —
основоположник психологии-науки.
“Психология”—
наука о душе.
Вопросы
о психологии возникли давно — Аристотель.
Проводилось наблюдение психических
явлений и на основе их изучали
человеческую психику. Это был донаучный
анализ, существовавший в форме пословиц и
поговорок, но часты были противоречия : “С
глаз долой — из сердца вон”, “Любовь
закрепляет разлука”.
Психологию
необходимо изучать не на основе
житейского опыта, а научно.
Психология
как наука :
·
изучает
конкретные факты психической жизни,
характерные качественно и количественно ;
·
имеет
свои законы (стадийное развитие
человеческого интеллекта и др.) ;
·
имеет
свои механизмы (механизмы психической
деятельности) :
-
механизмы
внезапного “озарения” во время решения
задач,
-
механизм
постоянства восприятия (восприятие
предметов в их естественном размере
независимо от расстояния, на котором они
находятся).
Изучает
факты, механизмы и закономерности психики.
Психология
— наука о фактах, закономерностях и
механизмах психики, как складывающегося в
мозгу образа действительности, на основе и
при помощи которого осуществляется
управление деятельностью, имеющую у
человека личностный характер.
У
человека формируется объективные образ
субъективного мира. Мы имеем дело с
отражением, образом предметов. Люди
воспринимают мир адекватно, не искаженно
при условии, что все находятся и
развиваются в обществе себе подобных.
Конец
ХIХ
века — Фрейд (австрийский ученый) изучал
сновидения.
Уровни
психики
: сознание и бессознание.
Сознание
— продукт развития человеческого
общества, уровень современной культуры.
Структура
сознания (характеристики сознания) :
1.
совокупность
знаний об окружающем мире.
Познавательные
процессы
: ощущение (отражение отдельных свойств
предмета) ; знание ; память ; восприятие (выявление
взаимосвязи между факторами) ; забывание ;
воображение (реконструктивное познание
мира, реконструктивные картины мира).
2.
разграничение
в сознании человека понятий — субъекта (“я”)
и объекта (“не я”).
Рефлексия
— способность стать в позицию наблюдателя
относительно самого себя.
Способность
к самооценке и самосознанию (физическому,
интеллектуальному, социальному).
Следовательно, формируется самосознание,
уровень притязания к себе.
3.
целеполагание
— способность человека к поставлению цели.
Маркс
: социальная цель характеризует образ
жизни человека.
4.
отношение
эмоциональное.
Маркс
: отношение мое к обществу есть мое
сознание.
Человеческое
сознание развивается в процессе
вовлечения человека в социальные
отношения. Среда необратимо влияет на
людей :
-
воспитание
в волчьем логове — индийские девочки
Амола и Камола;
-
американская
девочка, лишенная общения, изолированная
матерью от общества как
незаконнорожденная, не могла быть
очеловечена ;
-
“очеловечивание”
слепо-глухо-немых путем вовлечения в
активную жизнь.
Бессознательные
(подсознательные) отношения
опыты
Фрейда : выявление жизни человека по его
снам.
опыты
Кедрова : изучение тог, как шло построение
таблицы Менделеева (Менделеев впервые в
форме таблицы увидел ее во сне).
Подсознание
активно влияет на деятельность человека.
Маркс
: человек — общественное животное.
Человек
:
Þ
способен
поступать сознательно : может выходить за
пределы данной ситуации;
Þ
создает
или сохраняет орудия, переоборудует ими
мир ;
Þ
пользуется
общественным опытом (опытом бывших
поколений) ;
Þ
имеет
чувства, отличные от животных (редко
бросает детенышей).
Психология
как наука не развивалась сама по себе. Она
тесно взаимосвязана с другими науками :
-
философией
(Аристотель был философом и психологом)
-
естественными
-
точными.
Признаки,
лежащие в основе классификации
современной психологии.
1.
конкретная деятельность человека :
1.
психология труда
·инженерная
·авиационная
·космическая
2.
педагогическая психология (изучает
психологические закономерности обучения
и воспитания человека)
3.
психология спорта
4.
медицинская деятельность (врач)
2.
развитие человека :
1.
возрастная психология
·
детская
(подростковая и дошкольная)
·
юношеская
·
взрослого
человека
·
героидопсихология
(психология престарелого человека)
2.
психология аномального развития
·
патопсихология
(нарушение психики алкоголика)
·
олигофренопсихология
(врожденные дефекты)
3.
сравнительная психология
·
филогенез
(сопоставление психики человека и
животного)
3.
отношение человека к обществу :
1.
психология
личности человека. Изучает процессы
становления человеческой личности,
взаимосвязь человека с окружающим миром.
2.
социальная
психология. Изучает
·общение
в разных по размеру социальных группах (классовых,
этнических)
·социализацию
человека (процесс усвоения человеческой
культуры)
социальные установки (отношение человека к миру).